Статьи

«Дилижанс» против гольф-кара. Только факты и цифры.

15.12.2018

Выбор чего-либо — это всегда непростая задача, а если выбрать нужно между гольф-каром и мини-электробусом, то без квалифицированной помощи обойтись невозможно. В настоящей статье мы постараемся доходчиво, с помощью фактов и цифр, сравнить два (на первый взгляд) похожих электромобиля и прояснить потенциальному потребителю все «за» и «против» каждого из них. Итак, какой электромобиль выбрать?

Утилитарный гольф-кар

Пассажирские гольф-кары распространены во всём Мире, производятся уже более 60-ти лет, и используются, в основном, для перевозки игроков в гольф по гольф-полям. Это их главная функция, ведь инженеры проектировали эти маленькие машинки так, чтобы они не испортили траву на поле, при этом особого комфорта для пассажиров не требуется, т.к. от лунки до лунки нужно проехать всего несколько десятков метров с небольшой скоростью (до 25 км/ч). Отсюда и строится конструкция гольф-кара – широкие колёса; рессорная подвеска; аскетичные сиденья и органы управления. Для подвозки нескольких игроков на короткие расстояния по травке – вполне достаточно. Максимальное количество пассажиромест на самом вместительном гольф-каре 7 пассажиров + водитель. Такие машинки возят игроков, в основном, по грунтовым дорогам и практически не выезжают на траву, т.к. масса машины слишком высока для давления на грунт, в результате чего можно сильно повредить дорогой травяной слой гольф-поля. Известно множество марок, производящих гольф-кары, вот основные из них:

Зарубежные (с лева на право): Club Car (США); Yamaha (Япония); Melex (США); Eway (Китай)

   

Российские (с лева на право): «Конкордия», «Тройка»

 

В гольф играют только в сухую, безветренную и тёплую погоду, а, следовательно, гольф-карам не нужны двери, очистители и омыватели лобового стекла. Также, на многих гольф-машинках полностью отсутствуют зеркала заднего вида, указатели поворотов, ночные отражатели и, даже фары головного света. Для межсезонья, а тем более для зимней погоды они и вовсе никак не приспособлены, батареи сильно теряют свою ёмкость на холоде, салон открыт для ветров и мороза, а про какой-либо обогрев и речи быть не может. Подвеска гольф-мобиля балочного типа – простая, но очень жёсткая. Мягкое и ровное гольф-поле, а также небольшая скорость машинки, в совокупности являются частью довольно комфортного передвижения игроков в гольф, но только, при условии, когда эти факторы работают вместе. При выезде на твёрдый грунт (бетон, асфальт), гольф-кар становится довольно жёстким, а безумно дорогие покрышки, предназначенные для мягкой травы, очень быстро приходят в полную негодность.

  

Использовать гольф-кары в качестве шаттлов для постоянной, безостановочной логистики пассажиров, нецелесообразно, т.к. их двигатели не рассчитаны на непрерывный режим работы, а свинцово-кислотные батареи могут закипеть от перегрева (к тому-же, такие батареи нельзя дозаряжать в процессе эксплуатации из-за «эффекта памяти»). Гольф-карам запрещено передвижение на дорогах общего пользования, они могут служить исключительно на закрытых территориях.

 

Электробусы пассажирские (до 14-ти мест).

Подобного класса электробусы начали производиться Мировыми компаниями относительно недавно. Их главное предназначение – это логистика пассажиров на небольшие расстояния между конечными станциями или работа на экскурсионных маршрутах. Электробусы гораздо вместительнее гольф-каров и созданы для эксплуатации по твёрдым грунтам (бетон, плитка, асфальт). Их скорость может доходить до 40 км/ч по прямой и ровной дороге. Основные производители на рынке:

Зарубежные (с лева на право): Ital Car (Италия); Marshell (Китай)

         

Российский: «ЭЛЬТАВР-Дилижанс»

Пассажирский электробус «ЭЛЬТАВР-Дилижанс».

Разработан российским Обществом с ограниченной ответственностью Научно-производственным предприятием «ЭЛЬТАВР» в 2015 году. После проведения ходовых испытаний и сертификации, был запущен в серийное производство в 2017 году. По состоянию на декабрь 2018 года из цехов предприятия вышло 15 электробусов. Серийный выпуск продолжается.

   

Главными отличиями «Эль-Дилижанса» от конкурентов являются следующие весомые факторы:

— цена (от 1 190 000 руб. для равнин и эксплуатации в тёплое время года);

— мощность силовой системы беспрецедентная: электродвигатель до 40 кВт, а энерговооружённость батареи до 19 кВт/ч (что обеспечивает лёгкий старт и разгон машины, практически, в любой подъём);

— ремонтопригодность (машина создана с использованием российских комплектующих от серийных автомобилей);

— литиевая батарея (в комплектации «СТАНДАРТ») со сроком службы до 10-ти лет (практически все конкуренты используют кислотно-свинцовую батарею со сроком до замены – 3 года);

— все сиденья установлены «лицом» по направлению движения машины, что обеспечивает самые комфортные условия, особенно для экскурсий;

— встроенные «мягкие двери» в базовой комплектации (защита от непогоды);

— возможность установки автономного отопителя кабины и салона машины (для зимней и межсезонной эксплуатации);

— наличие в базовой комплектации: указателей поворота, фонарей и фар головного света, светоотражателей, очистителя и омывателя стекла, звукового сигнала и зеркал заднего вида;

— подвеска «Дилижанса» пружинно-пневматическая (постоянный клиренс при загрузке машины и очень мягкий ход даже по бездорожью).

Благодаря этим уникальным особенностям, российский электробус на порядок выше по всем параметрам, чем импортные аналоги. Но сейчас не об этом. Представим, что указанные излишние «навороты» в «Дилижансе» отсутствуют и машина является полным аналогом импортных собратьев. Поскольку в России наиболее распространены именно гольф-кары, а не электробусы, то и сравнивать «Дилижанс» мы будем именно с гольф-карами (по крайней мере в этой статье).

Итак, мы выделили пять основных показателей, на которые ОБЯЗАТЕЛЬНО стоит обратить внимание покупателю любого коммерческого электромобиля для работы в режиме «шаттл», это:

  1. Начальная стоимость электромобиля и стоимость одного пассажироместа (в пересчёте на сумму покупки машины и в динамике);
  2. Количество перевозимых пассажиров в сутки;
  3. Стоимость владения машиной;
  4. Всесезонная эксплуатация;
  5. Ремонтопригодность.

 

Для наиболее корректного сравнения, опишем условия эксплуатации обеих машин:

— горный маршрут (асфальтированная дорога) протяженностью от точки «А» в точку «В» 1,2 км;

— перепад высот между точками – 60 метров;

— режим работы транспортной инфраструктуры – безостановочный («шаттл») до 18 часов в сутки, круглый год;

— загрузка полная;

— температура окружающей среды: летом до +40°С; зимой до -10°С.

 

1. Начальная стоимость электромобиля и стоимость одного пассажироместа

Продавцы гольф-машин декларируют цену транспортного средства (далее ТС) порядка 900 000 руб. и выше за 8-ми местный гольф-кар. Согласно этого показателя стоимость одного пассажироместа составит: 900 000 руб. / 7 мест (так как одно место это водитель) = 128 571 руб.

Цена «Дилижанса» в максимальной стандартной комплектации = 1 700 000 руб. Делим стоимость на 10 мест (место водителя не считаем), выходит 170 000 руб. за одно пассажироместо. На первый взгляд выгода при покупке гольф-кара очевидна, но! При безостановочной работе в режиме «шаттл», самым важным коммерческим показателем, является наш второй по списку показатель – количество перевозимых пассажиров в сутки.

2. Количество перевозимых пассажиров в сутки

Для корректного расчета этого параметра, нам нужно начать с количества энергии, заложенной в сравниваемые машины.
Следует учесть показатель энерговооруженности батареи в контексте снаряженной массы транспортного средства.
Расчет энерговооруженности батареи очень простой, нужно ёмкость батареи умножить на общее напряжение. У большинства гольф-машин это: 200А*ч х 48В = 9,6 кВт*ч.

ООО НПП «ЭЛЬТАВР» декларирует литиевые аккумуляторы ёмкостью 190 А*ч и общим напряжением 86,4 Вольта, таким образом энерговооруженность составит: 190х86,4 =16, 4 кВт*ч. Следовательно, энерговооруженность «Дилижанса» в 1,7 раза больше, чем у гольф-кара.
Далее считаем соотношение масс. Масса гольф-кара с полной загрузкой составит при среднем весе пассажира и водителя 68 кг (согласно ГОСТ Р 52389-2005): 605 кг. (собственной массы) + 8 человек * 68 кг. = 1149 кг.
Масса «Дилижанса» равна 955 кг. + 11 человек * 68 кг. = 1 703 кг.
Таким образом соотношение масс 1 к 1,48, а соотношение энерговооруженности батареи 1 к 1,7. Уже по этим расчетам видно, что запас хода при прочих равных условиях у ТС «ЭЛЬТАВР» выше, чем у сравниваемого. Если гольф-кар, к примеру, сможет проехать без подзарядки 50 км, то «Дилижанс» при прочих равных условиях сможет проехать на: 1,7 -1,48 = 0,212 — на 21,2% больше, что составит 50 км + 21,2% = 60,6 км. И это при загрузке гольф-кара 7-ю пассажирами, а ТС «ЭЛЬТАВР» — 10-ю пассажирами! В итоге, «Дилижанс» провезёт при прочих равных условиях на 10,6 км больше без подзарядки и на 3 пассажира больше при каждом рейсе.

Но, кроме этого показателя эффективности и энерговооруженности следует учесть еще факторы работы батарей, соответственно их химическому составу:

Литиевые аккумуляторы способны отдавать и вбирать в себя большие токи (до 3С), а жизнеспособность их достигает 5 000 циклов заряд/разряд, что при ежедневной эксплуатации составит примерно 15 лет работы. Соответственно, при спуске электробуса с горки литиевые батареи подзаряжаются рекуперативным способом (двигатель работает в режиме генератора и заряжает аккумуляторы) возвращая до 15% электроэнергии, затраченной на подъём, а свинцово-кислотные батареи не способны эффективно заряжаться таким образом. По условиям, весь маршрут является горным и занимает в одну сторону 1,2 км, а в обе 2,4 км из которых половина — это спуск, мы получим следующие расчеты.

Гольф-кар: 50 км /2,4 км = 21 маршрут, при рекуперации 0 количество маршрутов остается неизменным, так как аккумуляторы не подзаряжаются.

«Дилижанс» 60,6 км / 2,4 км = 25 маршрутов, при рекуперации 15% зарядит свои аккумуляторы до возможности курсировать 25+15% = 29 маршрутов.
Таким образом, при прочих равных условиях, за счет особенности литиевых аккумуляторов вбирать рекуперативно-воспроизведенную электроэнергию, ТС «ЭЛЬТАВР» способен проехать 29 маршрутов, против 21 у гольф-кара. Пассажировместимость составит 10 к 7, а значит за 21 маршрут гольф-кар перевезёт в обе стороны: 21маршрут х 2 направления х 7 чел. = 294 человека; «Дилижанс» перевезёт 29 х 2 х 10 = 580 человек, что на 286 человек больше!

Но и это не совсем корректные показатели. Дело в том, что химические свойства свинцово-кислотных аккумуляторов и литий-железофосфатных аккумуляторов сильно меняются в зависимости от нагрузки и температуры окружающей среды.

Рассмотрим графики разряда батарей, установленных на сравниваемые машины.

Свинцово-кислотная батарея гольф-кара:                                                                                                                       График разряда литиевого аккумулятора:

                  

Эксплуатационный график (сравнение) обоих типов аккумуляторов:

Изучив все графики, видно, что уже в середине эксплуатации свинцово-кислотного аккумулятора (при 50% разряда), он существенно теряет свои тяговые характеристики, что однозначно негативно скажется на подъёме в горку, когда расходуемые токи максимальны (проще говоря, вообще не факт, что весь период эксплуатации заявленных 50 км пробега и 21 маршрута, гольф-кар сможет выехать полностью груженным в горку). При этом литий-железофосфатный аккумулятор «Дилижанса» будет работать на максимальных нагрузках до тех пор, пока полностью не разрядится до нижнего разрешённого порога (т.к. падение напряжения от полного заряда до полного разряда составляет всего 1 Вольт на ячейку).

Таким образом при соотношении маршрутов, исходя из вышеизложенных доводов, гольф-кар максимально сможет вывезти не более 250 человек и этот показатель уменьшиться ещё в 2 раза на следующий год эксплуатации машины, т.к. свинцовая батарея деградирует до 100% за 3-4 года даже при сезонной эксплуатации.

Наглядно видны преимущества литий-железофосфатной батареи, срок эффективной эксплуатации которой в 3-4 раз выше, чем у свинцово-кислотной.

Исходя из вышеизложенных расчетов, необходимо пересмотреть показатель стоимости 1 пассажироместа в разрезе стоимости электромобиля. Следует посчитать стоимость пассажироместа в динамике, то есть сколько человек сможет перевезти в сутки гольф-кар и ТС «ЭЛЬТАВР» при учёте всех реальных параметров машин.

Гольф-кар: 900 000 руб. / 250 чел. = 3 600 руб. стоимость пассажироместа в сутки (в первый сезон эксплуатации, далее + 50% во второй год и +70% в третий к этой сумме; потом полная замена батареи).
«ЭЛЬТАВР-Дилижанс»: 1 700 000 руб. / 580 чел. = 2 931 руб. стоимость пассажироместа в сутки (в течении 6-ти лет, затем на 5-7% меньше с каждым годом, вплоть до окончания 10-ти летнего срока эксплуатации).

Соответственно, уже в первый сезон эксплуатации (из расчета сезона на 100 дней), выгода от эксплуатации «Дилижанса» составит: (3600 руб. – 2931 руб.) х 100 дней = 66 900 руб. на стоимости пассажиромест. При этом количество перевезённых пассажиров у «Дилижанса» будет больше на: (580 чел. – 250 чел.) х100 дней = 33 000 человек/сезон!
Выгода очевидна.

 

3. Стоимость владения машиной

Под «стоимостью владения» понимаются как эксплуатационные расходы, так и потеря стоимости автомобиля ежегодно (расходы на приобретение за вычетом доходов от перепродажи).

В перечень переменных, входят следующие расходы:

  1. Потеря стоимости со временем и эксплуатацией (от 28% до 49%);
  2. Затраты на страхование (до 2%);
  3. Расходы на кредитные (лизинговые платежи – от 11%);
  4. Затраты на обслуживание и мойку;
  5. Расходы на заправку (заряд);
  6. Расходы на замену батарей из расчёта на 10 лет эксплуатации машины.

Мы рассмотрим только расходы на зарядку, замену батарей и 2-х разовое годовое техническое обслуживание (ТО).

Гольф-кар:

Замена батарей каждые 3 года, 3 замены х 144 000 руб. (стоимость комплекта свинцовых тяговых батарей) = 432 000 руб./10 лет.

Заряд батарей 600 циклов (заряд/разряд) х 9,6 кВт*ч (энерговооружённости) х 5 руб./кВт*ч (коммерческий тариф за электроэнергию) = 28 800 руб. + 3 замены (за 144 000 руб.) = 172 800 руб./10 лет.

ТО 2 раза в год х 20 000 руб. х 10 лет = 400 000 руб./10 лет.

Общая сумма: 432 000 руб.+ 172 800 руб.+ 400 000 руб. = 1 004 800 руб. / 10 лет. = 100 480 руб./год.

 

«ЭЛЬТАВР-Дилижанс»:

Замена батарей, никогда = 0 руб.

Заряд батарей 3 000 циклов х 16,4 кВт*ч х 5 руб. = 246 000 руб.

ТО 2 раза в год х 15 000 руб. х 10 лет = 300 000 руб.

Сумма: 0 руб.+ 246 000 руб.+ 300 000 руб. = 492 000 руб. / 10 лет. = 49 200 руб./год.

Соответственно, содержание «Дилижанса» обойдётся в 2 раза дешевле, чем содержание гольф-кара.

 

4. Всесезонная эксплуатация

Всесезонная эксплуатация машин практически не сравнима. Гольф-кары рассчитаны в основном на эксплуатацию в тёплое время года. Машины никак не утеплены, а опциональная установка «мягких дверей» защищает только от летнего дождя и только пассажиров салона. Пассажиры на «балконе», расположенные в задней части гольф-кара и сидящие спиной по направлению к движению, практически никак не защищены.

В «Дилижансах» кузов сконструирован таким образом, что при опускании «мягких дверей» (установленных уже в базовой комплектации) салон полностью закрывается от внешних влияний погоды. У каждого пассажира есть своя «дверь», которую удобно открывать и закрывать с любой стороны. Кроме того, конструкция электробуса предусматривает установку автономного отопителя кабины и салона машины. Также, отопитель может обогревать и батарею в холодное время года. Возможна установка обогрева сидений, зеркал и лобового стекла.

 

5. Ремонтопригодность.

Гольф-кары.

Все, без исключения (даже российские) гольф-кары созданы из оригинальных, импортных комплектующих. При ремонте и ТО этот фактор является главной проблемой. Нужно иметь рядом специализированный сервисный центр, который всегда держит в наличии склад запчастей или закупать ЗИП-комплекты самостоятельно. Самыми быстроизнашивающимися запчастями являются: тормозные колодки, покрышки, щётки двигателя. Их стоимость сравнима со стоимостью подобных запчастей от автомобилей премиум-класса, а наличие на складе присутствует далеко не всегда. Следовательно, для прохождения очередного ТО, необходимо заранее заказывать эти запчасти за границей и ждать доставки несколько недель. Самыми дорогими комплектующими гольф-кара являются: редуктор, электродвигатель, контроллер управления двигателем, батареи, рулевая рейка. Если вы приобрели гольф-кар и эксплуатируете его в горной местности, то настройтесь на ремонт и замену этих комплектующих каждые 3-4 года (кроме, пожалуй, контроллера двигателя).

«ЭЛЬТАВР-Дилижанс».

Машина разрабатывалась в России уже в условиях санкций и различного типа эмбарго в 2015 году. Стояла задача сделать конкурентоспособную машину из российских комплектующий. За основу шасси инженеры взяли детали серийных автомобилей АвтоВАЗа; фонари, фары и зеркала – ГАЗ, КаМАЗ и УАЗ; несущая рама и кузов – собственной разработки; батареи из Новосибирска; двигатель – обычный общепромовский, собственной модернизации. Из импортных запчастей в машину установлены: контроллер управления электродвигателем; педаль «хода»; силовой контактор и бортовое зарядное устройство. Но уже в 2020 году планируется и эти комплектующие полностью заменить на российские разработки. Соответственно, «Дилижанс» можно обслуживать в любом автосервисе, а абсолютное большинство запчастей есть в наличии в каждом автомагазине, что очень важно для коммерческого использования электробуса.

Все вышеперечисленные отличия мы поместили в две наглядные сравнительные таблицы.

 

п. Тип электромобиля Стоимость пассажироместа, руб. Количество перевозимых пассажиров в сутки, чел. Стоимость владения машиной в год Всесезонная эксплуатация Ремонтопригодность
1 Гольф-кар

8 мест 48 Вольт

3 600 250 100 480 только в тёплое время года удовлетворительная

(дорогие запчасти, долгая логистика)

2 «ЭЛЬТАВР-Дилижанс»

11 мест 86 Вольт

 

2 931

 

580

 

49 200

 

круглый год

отличная (низкая стоимость запчастей и их постоянное наличие во всех автомагазинах)

 

 

В заключении, мы хотим сказать, что при написании данной статьи, мы постарались быть максимально объективными. В сравнение шли не простые сухие, теоретические цифры, а как раз они были подкреплены многолетней практикой использования машин и некоторые расчёты сделаны с условием корреляции на условия эксплуатации электромобилей. В любом случае, нет плохих или хороших электромобилей, есть машины выполняющие конкретную функцию и созданные именно для её выполнения. К примеру, на гоночном болиде нельзя преодолеть брод, а на внедорожнике не победить в кольцевых гонках. Так и коммерческие электромобили – одни созданы для гольф-поля, а другие для безостановочной логистики пассажиров. Надеемся, что эта статья была полезной для вас и теперь, обладая неоспоримыми фактами, подкреплёнными цифрами, при покупке коммерческого электромобиля вы сделаете правильный выбор.

© ООО НПП «ЭЛЬТАВР»